План обучение пациентов в школе артериальной гипертензии

«Школа здоровья с артериальной гипертонией»

Главная > Программа

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

В Городской поликлинике № 5 ГАУЗ «Городская больница №5» функционируют 3 «Школы здоровья»:

ФИО, контактный телефон лица, ответственного за проведение занятий

Дни, время и место проведения занятий

Школа «Артериальная гипертензия» (для пациентов дневного стационара)

Моисенко Г.Н зав.дн.стац.

вторник и четверг

п-ка 5 дневной стационар

Школа «Артериальная гипертензия» (для амбулаторных больных)

Зиганшина З.Ф. врач кардиолог.

вторник и четверг

Школа «Сахарный диабет»

2 раза в месяц, по вторникам и четвергам

Программа занятий «Школа здоровья с артериальной гипертонией»

В поликлинике № 5 работают 2 Школы здоровья для пациентов с артериальной гипертонией: первая школа здоровья для пациентов дневного стационара и вторая – для амбулаторных больных поликлиники.

Программа состоит из 8 занятий:

Занятие 1. Что нужно знать об артериальной гипертонии.

Что такое гипертония? Что такое артериальная гипертензия?. Осложнения течения заболевания: – гипертонический криз, транзиторная ишемическая атака. Факторы риска артериальной гипертонии и прогноза. Как оценить факторы риска артериальной гипертонии?. Как правильно измерять артериальное давление?. Как вести дневник пациента?

Занятие 2. Здоровое питание.

Что такое «Здоровое питание»?. Как рассчитать энергозатраты?. Какова калорийность продуктов?. Какие изменения в диете нужны при артериальной гипертонии?. Как ограничить поваренную соль? Как обогатить рацион витаминами?. Как быть при повышенном уровне холестерина?. Как правильно составить составить меню при артериальной гипертонии?

Занятие 3. Ожирение и АГ.

Что такое индекс массы тела№. Как рассчитать свою нормальную массу тела?. Как выснить тип ожирения?. Какими способами ограничить калорийность рациона?

Занятие 4. Физическая активность и здоровье.

Какую роль и какое значение имеет физическая активность для Вашего здоровья?. Какие методы повышают физическую активность?. Как контролировать интенсивность физических нагрузок?. Как одеться при тренировках?. Как оценить свою тренированность?).

Занятие 5. Курение и здоровье.

Что мы знаем о вреде курения?. Типы курительного поведения?. Почему люди курят?. Что такое никотиновая зависимость?. Современные методы лечения табакокурения?. Мотивация и готовность бросить курить?. Я решил бросить курить! С чего начать?

Занятие 6. Стресс и здоровье.

Что такое стресс?. Стрессоры. Что это такое?. Социальная адаптация. Факторы риска. Формирующие стресс. Как оценить уровень стресса?. Как преодолеть стресс?. Стресс и вредные привычки.

Занятие 7. Медикаментозное лечение АГ.

Как повысить приверженность пациентов к лечению АГ. (Цель лечения артериальной гипертонии?. Кргда начинать и как долго лечить?. Принципы лекарственной терапии. Современные лекарства – показания, противопоказания. Что влияет на эффективностьб лечения?. Еще раз о кризе.

Занятие 8. Заключительное занятие (вопросы и ответы)

АНКЕТА для слушателя школы здоровья «Артериальная гипертензия» (предварительное тестирование)

Инструкция: Отвечайте, пожалуйста, искренне, это в интересах Вашего здоровья. Обведите кружком варианты Вашего ответа.
1. Ваш пол- Муж. Жен.

2. Ваш возраст:
01. до 40
02. 41-60
03. свыше 60

3. Какое Ваше семейное положение?
01. женат (замужем), живете в гражданском браке
02. никогда не был женат (замужем)
03. вдовец
04. разведен

4. Ваше образование:
01. неполное среднее
02. среднее, среднее-специальное
03. высшее

5. Вам известно, что такое гипертония?
01. да
02. нет

6. Знаете ли Вы цифры Вашего давления?
01. да
02. нет

7. Как давно Вас беспокоит высокое давление?
01 .в течение 5 лет

02.от 5 до 15 лет
03.свыше 15 лет
04.не знаю

8. Знаете ли Вы уровень холестерина и сахара в крови? (Если знаете, укажите цифрой)
01 .уровень сахара –
02 .уровень холестерина –
03. не знаю

9. Принимаете ли Вы лекарства от давления?
01. принимаю систематически
02. принимаю по общему состоянию
03.не принимаю

10. Какой у Вас уровень физической активности?
01.в основном сижу
02.в основном хожу
03 .поднимаю и переношу тяжести
04. занимаюсь тяжелой физической работой
05. другое

11. Часто ли Вы употребляете фрукты?
01 .ежедневно
02.1 раз в неделю
03.1 раз в месяц
04. другое

12. Как часто Вы употребляете овощи?
01. ежедневно
02. 1 раз в неделю
03. 1 раз в месяц
04. другое

13. Курите ли Вы?
01. Да
02.Нет

14. Если курите, то, сколько сигарет в день.
01. до 10 штук
02. более 10
03. 1 пачку
04. более 1 пачки
05. затрудняюсь ответить

15. Как часто Вы употребляете алкогольные напитки?
01. ежедневно
02.1 раз в неделю
03.1 раз в месяц
04.не употребляю

16. Считаете ли Вы, что необходим постоянный прием препаратов, снижающих артериальное давление?
01.да
02.нет
03. затрудняюсь ответить

17. Частот ли Вы испытываете чувство дискомфорта или раздражения?
01. часто
02. иногда
03. никогда
04. затрудняюсь ответить

18. Укажите Ваш вес –

19. Укажите Ваш рост –

Программа занятий «Школа больных сахарным диабетом» поликлиника №5 ГАУЗ «Городская больница №5»

Программа состоит из 7 занятий:

Занятие 1. Что такое диабет? Самоконтроль.

Краткое описание сахарного диабета, что такое сахар (глюкоза), с чем он выделяется?

Занятие 2. Инсулинотерапия. Питание больного диабетом, получающего инсулин.

Прием пищи, перемещение питательных веществ и инсулина в организме, пищеварение в кишечном тракте, поступление глюкозы и инсулина в кровь.

Занятие 3. Питание при избыточном весе. Уход за ногами.

О снижении калорийности своего рациона, о продуктах, которые следует употреблять без ограничения, в умеренном количестве, максимально ограничить. О гигиене ног, о нарушении кровообращения при сахарном диабете.

Занятие 4. Гипогликемия. Физическая нагрузка, алкоголь. Правила уменьшения дозы инсулина.

О симптомах при гипогликемии, причинах. Меры противодействия.

Занятие 5. Осложнения сахарного диабета. Сердечно-сосудистые факторы риска .

О диабетическом самоконтроле, об осложнениях при сахарном диабете – поражение артерий и капилляров.

Занятие 6. Правила увеличения дозы инсулина. Тактика при сопутствующих заболеваниях .

О необходимости знать вид, дозу инсулина или сахароснижающих таблеток. О ведении дневника самоконтроля.

Занятие 7. Итоговое занятие.

Анкета слушателя школы здоровья по сахарному диабету (предварительное тестирование)

1. Считаете ли Вы себя в целом здоровым человеком?

2.Проводилось ли у Вас измерение уровня сахара крови за последний год?

3. Какие специалисты когда-либо направляли Вас или рекомендовали провести измерение сахара крови?

01 терапевт или врач общей практики

4. Считаете ли Вы, что у Вас есть риск заболеть сахарным диабетом?

5.Хотели Вы пройти консультацию эндокринолога. чтобы исключить у себя возможность диабета?

6. Знаете ли Вы признаки, появления которых характерно для сахарного диабета?

7.Считаете ли Вы, что ранняя диагностика диабета увеличить срок жизни?

8. Вызывает ли у Вас затруднение обращение к врачу специалисту?

9. Как вы предполагаете какие трудности испытывает человек, больной диабетом в случае отсутствия лечения?

01. Сложности передвижения

02. Снижение мыслительной активности

03. Сосудистые нарушения (инсульт, инфаркт)

04. осложнения на почки

05 Повышение А/Д

06 Снижение уровня зрения

10. Ниже перечислены факторы риска диабета. какие из них можно было отнести к Вам?

01. Наличие родственников. либо знакомых. страдающих сахарным диабетом

02 Избыточная масса тела

03. Повышение А/Д

04. Малоподвижный образ жизни

11. Ниже перечислены возможные признаки, указывающие на наличие диабета:

01. Выраженная слабость. сонливость

02. Постоянное чувство голода

03 Ощущение сухости во рту

04 Частое мочеиспускание (чаще 5 раз в день)

05 Снижение веса

06. Плохое зрение.

12. Страдаете ли Вы какими-либо хроническими заболеваниями?

01. сердечно-сосудистой системы

02. нервной системы

03. органов пищеварения

04. Дыхательной системы

05. Болезней почек

06. Заболеванием глаз

07. Других систем

13. Просьба указать некоторые сведения о себе:

Источник: gigabaza.ru

Часть С Продемонстрируйте технику определения ЧДД.

Часть D План занятий в школе о вреде курения, БА.

37. Что такое бронхиальная астма

38. Причины возникновения бронхиальной астмы и значение аллергологической диагностики, экология жилища

Читайте также:  Как победить гипертонию без таблеток. Кто кого или как победить гипертонию

39. Роль активного и пассивного курения;

40. значение здорового образа жизни

41. Организация эллиминационных мероприятий и гипоаллергенных диет;

42. Принципы лекарственной терапии и оказание доврачебной помощи в период обострения;

43. Необходимость противовоспалительной терапии нестероидными и стероидными средствами;

44. Контроль функции дыхания (пикфлоуметрия);

45. Немедикаментозные методы лечения бронхиальной астмы;

46. Вопросы профилактики;

47. Прививки больным с астмой;

48. Правовые аспекты.

БИЛЕТ 29

Пациент 44 года. В анамнезе язвенная болезнь желудка, последние обострение 14 лет назад.

Анкетирование – жалобы на длительный кашель с отделением мокроты. Курит.

Объективно – АД 120/70 мм рт.ст. ОХС 6,2 ммоль/л, глюкоза 3 ммоль/л, индекс массы тела 22,0 кг/м2. ЭКГ без изменении

Часть С Продемонстрируйте технику определения ЧДД

Часть D Составить план занятий в школе по отказу от курения

БИЛЕТ 30

Вы находитесь на занятии в обучающей школе для пациентов с артериальной гипертензией. В группе пациент Роман Иванович , 43 лет, инженер. Женат, имеет двоих детей. Месяц назад во время диспансерного осмотра у него было выявлено повышение АД до 200/100 мм рт.ст., на приеме у терапевта – 180/100 мм рт. ст. Прошел амбулаторное обследование. Диагноз – гипертоническая болезнь. Это же заболевание у матери и у тети пациента. По совету врача, приобрел тонометр и измеряет АД, когда болит голова. Дневник самоконтроля не ведет, медикаменты принимает не регулярно. Рабочий день не нормированный, переутомляется. Питается два – три раза в сутки, всухомятку. Основной прием пищи приходится на вечер. Диету не соблюдает, любит сладости и крепкий кофе с сахаром. Курит десять лет, по 15-20 сигарет в день. Много после работы проводит времени за компьютером, играет в компьютерные игры по 2-3 часа, хотя после болит голова. Спать ложиться поздно, за ночь не высыпается. По выходным употребляет умеренно алкогольные напитки. Рост – 190 см, вес – 110кг (индекс массы тела-31, при норме 18,5- 24,9). Холестерин общий повышен.

Часть С. Продемонстрируйте технику измерения АД

Часть D. Составить план обучения пациентов данной группы(.ГБ)

План обучения пациентов данной группы в Школе Артериальной гипертензии.

Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?

Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

Занятие 3. Ожирение и артериальная гипертония.

Занятие 4. Физическая активность и здоровье.

Занятие 5. Курение и здоровье (занятие для курящих)

Занятие 6. Стресс и здоровье.

Занятие 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как повысить приверженность к лечению?

БИЛЕТ 31

Задача: Мария Ивановна, женщина 30 лет. Работает вахтером в общежитие.

Страдает ожирением, при массе тела-120 кг, ее рост 165 см. Она очень любит покушать: тортики, конфеты, бутерброды с салом и ветчиной и т.д. Двигается мало. Живет на первом этаже, рядом с домом. После работы идет в магазин, и весь день смотрит сериалы по телевизору, лежа на диване. И что-нибудь кушает при этом. Она не замужем. Родители умерли, живет одна. Работа, еда и телевизор – это вся её жизнь. Больной себя не считает.

Часть С Продемонстрируйте технику измерения массы тела.

Часть D Составить план занятий в школе с избыточной массой тела.

1. Актуальность профилактического консультирования по контролю и коррекции массы тела.

Классификация и оценка массы тела. Рекомендации по сбору диетанамнеза

2. Каковы причины ожирения. В какие возрастные периоды человек рискует набрать лишний вес. Как влияют беременность и климакс в развитии ожирения у женщин.

Что такое холестерин. Чем грозит избыток или недостаток холестерина.

3 Диетологическое консультирование. Основные принципы правильного питания при ожирении. Лечебное питание при ожирении.

Оценка популярных “модных” диет. Таблица энерготрат мужчин и женщин при разной нагрузке, ккал/час

4. Методы коррекции избыточной массы тела и лечения ожирения. Конкретные шаги процесса снижения веса. Примерные разгрузочные диеты.

Роль физической активности в процессе снижения веса. Дневник питания. Калорийность основных продуктов питания

БИЛЕТ 32

Задача: Пациент 46 лет. В анамнезе хронические заболевания отсутствуют.

Анкетирование – жалоб нет. Курит, нерациональное питание, низкая физическая активность. Объективно – АД 162/94 мм рт.ст (не принимает антигипертензивные препараты) ОХС 5,2 ммоль/л, глюкоза 4,0 ммоль/л, индекс массы тела 32,0 кг/м2, ЭКГ без изменений

Часть С Продемонстрируйте технику измерения артериального давления

Часть D Составить план беседы о профилактике ОРВИ.

БИЛЕТ 33

Задача: Мария Ивановна, женщина 30 лет. Работает вахтером в общежитие.

Страдает ожирением, при массе тела-120 кг, ее рост 165 см. Она очень любит покушать: тортики, конфеты, бутерброды с салом и ветчиной и т.д. Двигается мало. Живет на первом этаже, рядом с домом. После работы идет в магазин, и весь день смотрит сериалы по телевизору, лежа на диване. И что-нибудь кушает при этом. Она не замужем. Родители умерли, живет одна. Работа, еда и телевизор – это вся её жизнь. Больной себя не считает.

1.Факторы риска у Марии Ивановны:

2.Индекс массы тела-ИМТ (англ.bodymassindex(BMI))-величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и, тем самым, косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной (ожирение). ИМТ важен при определении показаний для необходимости лечения, в том числе препаратов для лечения ожирения.

Индекс массы тела рассчитывают по формуле:

· m-масса тела в килограммах

и измеряется в кг/м2

I=120:165 2 =120:2,7=44,4

Индекс массы тела должен быть не выше 25 , а у Вас более 44 ,что говорит о выраженном ожирении.

Часть С Продемонстрируйте технику определения массы тела.

Часть D Составить план занятий в школе по избыточному весу.

1. Актуальность профилактического консультирования по контролю и коррекции массы тела.

Классификация и оценка массы тела. Рекомендации по сбору диетанамнеза

2. Каковы причины ожирения. В какие возрастные периоды человек рискует набрать лишний вес. Как влияют беременность и климакс в развитии ожирения у женщин.

Что такое холестерин. Чем грозит избыток или недостаток холестерина.

3 Диетологическое консультирование. Основные принципы правильного питания при ожирении. Лечебное питание при ожирении.

Оценка популярных “модных” диет. Таблица энерготрат мужчин и женщин при разной нагрузке, ккал/час

4. Методы коррекции избыточной массы тела и лечения ожирения. Конкретные шаги процесса снижения веса. Примерные разгрузочные диеты.

Роль физической активности в процессе снижения веса. Дневник питания. Калорийность основных продуктов питания

БИЛЕТ 34

Задача:Пациентка 42 года. В анамнезе повышения АД (диагноз не уточнен), остеохондроз поясничного отдела позвоночника.

Анкетирование – жалоб нет, курит, нерациональное питание, низкая физическая активность. Объективно – АД 130/ 80 мм рт.ст (не принимает антигипертензивные препараты) ОХС 5,6 ммоль/л, глюкоза 4,5 ммоль/л, индекс массы тела 35,2 кг/м2

Лабораторные показатели в пределах нормы. Рентгенологические исследования без патологии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10664 – | 7825 – или читать все.

Источник: studopedia.ru

План обучение пациентов при артериальной гипертонии

Часть D План занятий в школе о вреде курения, БА.

37. Что такое бронхиальная астма

38. Причины возникновения бронхиальной астмы и значение аллергологической диагностики, экология жилища

39. Роль активного и пассивного курения;

40. значение здорового образа жизни

41. Организация эллиминационных мероприятий и гипоаллергенных диет;

42. Принципы лекарственной терапии и оказание доврачебной помощи в период обострения;

43. Необходимость противовоспалительной терапии нестероидными и стероидными средствами;

44. Контроль функции дыхания (пикфлоуметрия);

45. Немедикаментозные методы лечения бронхиальной астмы;

46. Вопросы профилактики;

47. Прививки больным с астмой;

48. Правовые аспекты.

Пациент 44 года. В анамнезе язвенная болезнь желудка, последние обострение 14 лет назад.

Анкетирование – жалобы на длительный кашель с отделением мокроты. Курит.

Читайте также:  Лечение артериальной гипертензии кризового течения

Объективно – АД 120/70 мм рт.ст. ОХС 6,2 ммоль/л, глюкоза 3 ммоль/л, индекс массы тела 22,0 кг/м2. ЭКГ без изменении

Часть С Продемонстрируйте технику определения ЧДД

Часть D Составить план занятий в школе по отказу от курения

Вы находитесь на занятии в обучающей школе для пациентов с артериальной гипертензией. В группе пациент Роман Иванович , 43 лет, инженер. Женат, имеет двоих детей. Месяц назад во время диспансерного осмотра у него было выявлено повышение АД до 200/100 мм рт.ст., на приеме у терапевта – 180/100 мм рт. ст. Прошел амбулаторное обследование. Диагноз – гипертоническая болезнь. Это же заболевание у матери и у тети пациента. По совету врача, приобрел тонометр и измеряет АД, когда болит голова. Дневник самоконтроля не ведет, медикаменты принимает не регулярно. Рабочий день не нормированный, переутомляется. Питается два – три раза в сутки, всухомятку. Основной прием пищи приходится на вечер. Диету не соблюдает, любит сладости и крепкий кофе с сахаром. Курит десять лет, по 15-20 сигарет в день. Много после работы проводит времени за компьютером, играет в компьютерные игры по 2-3 часа, хотя после болит голова. Спать ложиться поздно, за ночь не высыпается. По выходным употребляет умеренно алкогольные напитки. Рост – 190 см, вес – 110кг (индекс массы тела-31, при норме 18,5- 24,9). Холестерин общий повышен.

Часть С. Продемонстрируйте технику измерения АД

Часть D. Составить план обучения пациентов данной группы(.ГБ)

План обучения пациентов данной группы в Школе Артериальной гипертензии.

Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?

Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?

Занятие 3. Ожирение и артериальная гипертония.

Занятие 4. Физическая активность и здоровье.

Занятие 5. Курение и здоровье (занятие для курящих)

Занятие 6. Стресс и здоровье.

Занятие 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как повысить приверженность к лечению?

Задача: Мария Ивановна, женщина 30 лет. Работает вахтером в общежитие.

Страдает ожирением, при массе тела-120 кг, ее рост 165 см. Она очень любит покушать: тортики, конфеты, бутерброды с салом и ветчиной и т.д. Двигается мало. Живет на первом этаже, рядом с домом. После работы идет в магазин, и весь день смотрит сериалы по телевизору, лежа на диване. И что-нибудь кушает при этом. Она не замужем. Родители умерли, живет одна. Работа, еда и телевизор — это вся её жизнь. Больной себя не считает.

Часть С Продемонстрируйте технику измерения массы тела.

Часть D Составить план занятий в школе с избыточной массой тела.

1. Актуальность профилактического консультирования по контролю и коррекции массы тела.

Классификация и оценка массы тела. Рекомендации по сбору диетанамнеза

2. Каковы причины ожирения. В какие возрастные периоды человек рискует набрать лишний вес. Как влияют беременность и климакс в развитии ожирения у женщин.

Что такое холестерин. Чем грозит избыток или недостаток холестерина.

3 Диетологическое консультирование. Основные принципы правильного питания при ожирении. Лечебное питание при ожирении.

Оценка популярных «модных» диет. Таблица энерготрат мужчин и женщин при разной нагрузке, ккал/час

4. Методы коррекции избыточной массы тела и лечения ожирения. Конкретные шаги процесса снижения веса. Примерные разгрузочные диеты.

Роль физической активности в процессе снижения веса. Дневник питания. Калорийность основных продуктов питания

Задача: Пациент 46 лет. В анамнезе хронические заболевания отсутствуют.

Анкетирование – жалоб нет. Курит, нерациональное питание, низкая физическая активность. Объективно – АД 162/94 мм рт.ст (не принимает антигипертензивные препараты) ОХС 5,2 ммоль/л, глюкоза 4,0 ммоль/л, индекс массы тела 32,0 кг/м2, ЭКГ без изменений

Часть С Продемонстрируйте технику измерения артериального давления

Часть D Составить план беседы о профилактике ОРВИ.

Задача: Мария Ивановна, женщина 30 лет. Работает вахтером в общежитие.

Страдает ожирением, при массе тела-120 кг, ее рост 165 см. Она очень любит покушать: тортики, конфеты, бутерброды с салом и ветчиной и т.д. Двигается мало. Живет на первом этаже, рядом с домом. После работы идет в магазин, и весь день смотрит сериалы по телевизору, лежа на диване. И что-нибудь кушает при этом. Она не замужем. Родители умерли, живет одна. Работа, еда и телевизор — это вся её жизнь. Больной себя не считает.

1.Факторы риска у Марии Ивановны:

2.Индекс массы тела-ИМТ (англ.bodymassindex(BMI))-величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и, тем самым, косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной (ожирение). ИМТ важен при определении показаний для необходимости лечения, в том числе препаратов для лечения ожирения.

Индекс массы тела рассчитывают по формуле:

· m-масса тела в килограммах

и измеряется в кг/м2

I=120:165 2 =120:2,7=44,4

Индекс массы тела должен быть не выше 25 , а у Вас более 44 ,что говорит о выраженном ожирении.

Часть С Продемонстрируйте технику определения массы тела.

Часть D Составить план занятий в школе по избыточному весу.

1. Актуальность профилактического консультирования по контролю и коррекции массы тела.

Классификация и оценка массы тела. Рекомендации по сбору диетанамнеза

2. Каковы причины ожирения. В какие возрастные периоды человек рискует набрать лишний вес. Как влияют беременность и климакс в развитии ожирения у женщин.

Что такое холестерин. Чем грозит избыток или недостаток холестерина.

3 Диетологическое консультирование. Основные принципы правильного питания при ожирении. Лечебное питание при ожирении.

Оценка популярных «модных» диет. Таблица энерготрат мужчин и женщин при разной нагрузке, ккал/час

4. Методы коррекции избыточной массы тела и лечения ожирения. Конкретные шаги процесса снижения веса. Примерные разгрузочные диеты.

Роль физической активности в процессе снижения веса. Дневник питания. Калорийность основных продуктов питания

Задача:Пациентка 42 года. В анамнезе повышения АД (диагноз не уточнен), остеохондроз поясничного отдела позвоночника.

Анкетирование – жалоб нет, курит, нерациональное питание, низкая физическая активность. Объективно – АД 130/ 80 мм рт.ст (не принимает антигипертензивные препараты) ОХС 5,6 ммоль/л, глюкоза 4,5 ммоль/л, индекс массы тела 35,2 кг/м2

Лабораторные показатели в пределах нормы. Рентгенологические исследования без патологии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Источник: serdce-moe.ru

ШКОЛЫ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ (ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ): ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ, ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ

студент, лечебный факультет БГМУ,

Беларусь, г. Минск

студент, лечебный факультет БГМУ,

Беларусь, г. Минск

студент, лечебный факультет БГМУ,

Беларусь, г. Минск

студент, лечебный факультет БГМУ,

Беларусь, г. Минск

студент, лечебный факультет БГМУ,

Беларусь, г. Минск

студент, лечебный факультет БГМУ,

Беларусь, г. Минск

Введение. Артериальная гипертензия (АГ) – одно из наиболее распространенных и серьезных заболеваний, приводящих к тяжелым осложнениям: инсульту, инфаркту миокарда, сердечной недостаточности, нарушению функции почек, а также способствует развитию атеросклероза и ишемической болезни сердца (ИБС) [1, с. 208]. Работа Школ артериальной гипертензии (Школ здоровья) направлена на препятствие прогрессирования течения болезни, профилактику обострений и повышение устойчивости к физической нагрузке путем коррекции факторов риска и самоконтроля заболевания.

Артериальная гипертензия – заболевание сердечно-сосудистой системы, которым страдают люди разных возрастов и профессий. Влияние АГ на кардиоваскулярную заболеваемость и смертность является объектом пристального изучения во всем мире. Создание Школ артериальной гипертензии позволяет снизить инвалидность, повысить медицинские знания в области кардиологии и улучшить качество жизни.

Рисунок 1. Органы-мишени, поражаемые при АГ

Масштабные эпидемиологические и клинические исследования неоднократно демонстрировали выраженное неблагоприятное влияние повышенного артериального давления (АД) на риск сердечно-сосудистых осложнений, в том числе и летальность от них [2, с. 269]. Примерно две трети всех инсультов и половина случаев ИБС обусловлены гипертензией, и это становится причиной 7 миллионов смертей и 64 миллионов инвалидизации ежегодно. Статистические данные этиологии АГ свидетельствуют о том, что в 90% случаев заболевание развивается вследствие ведения нездорового образа жизни, имеющихся вредных привычек, а лишь в 10% – по другим причинам. Согласно статистическим данным, около 30% населения земного шара отмечают у себя повышенное АД, 2/3 из этого контингента страдают стойкой артериальной гипертензией, 1/3 – пограничной АГ.

Читайте также:  Тахикардия причины у грудничка Лечение гипертонии

Таким образом, можно выделить основные факторы риска развития артериальной гипертензии:

– избыточное потребление поваренной соли;

Рисунок 2. Ожирение как основной фактор развития АГ

Доля людей от 65 лет, страдающих артериальной гипертензией, составляет более 50% от общего населения этой возрастной категории лиц [2, с. 270]. Данные о распространенности заболевания следующие: каждый четырнадцатый среди 20-29-летних (7,1%), каждый шестой среди 30-39-летних (16,3%), каждый четвертый среди 40-49-летних (26,9%), каждый третий среди 50-59-летних (34,4%). Отмечается неуклонный рост частоты встречаемости АГ, пропорциональный возрасту.

Школы артериальной гипертензии, или Школы здоровья, направлены на ознакомление пациентов с различными негативными условиями (как внешними, так и внутренними), оказывающими повреждающее действие на организм.

Ее функциями являются:

1. Формирование у пациентов понятия о сущности болезни и возможных осложнениях;

2. Оказание помощи в устранении факторов риска, особенно отказа от курения;

3. Информирование пациентов и членов их семей о возможности социальной и семейной поддержки для улучшения качества жизни;

4. Обучение практическим навыкам измерения артериального давления, самостоятельному подбору необходимой поддерживающей дозы медикаментов, оказанию самопомощи;

5. Информирование о препаратах, используемых для лечения артериальной гипертензии, и их побочных эффектах, современных схемах медикаментозной терапии заболевания;

6. Обучение пациентов методам немедикаментозного лечения АГ и профилактики возможных осложнений;

7. Санитарно-просветительская деятельность и гигиеническое обучение населения с целью профилактики развития артериальной гипертензии.

Программа обучения включает 8 структурированных занятий по 90 минут каждое:

1. Что надо знать об АГ?

2. Здоровое питание при гипертензии;

3. Ожирение и АГ;

4. Физическая активность и здоровье;

5. Курение и здоровье;

6. Стресс и здоровье;

7. Медикаментозная терапия артериальной гипертензии. Как повысить приверженность пациентов к лечению?

8. Заключительное занятие.

Выводы. Заболевания сердечно-сосудистой системы – одна из основных причин смертности среди населения. Риск развития АГ увеличивается прямо пропорционально возрастанию количества способствующих факторов, ключевыми из которых являются избыточное употребление поваренной соли, пониженная двигательная активность и ожирение.

Цели функционирования Школ артериальной гипертензии (Школ здоровья):

А) предупреждение рецидивов и прогрессирования АГ;

Б) обучение пациентов правильному приему лекарственных средств, оказанию самопомощи в экстренных случаях и убеждению в необходимости точного соблюдения всех назначений и рекомендаций лечащего врача;

В) подробное обучение правильному и здоровому образу жизни, регулированию режима труда и отдыха, основам рационального питания.

Список литературы:

  1. Кобалава Ж.Д., Котовская Ю.В. Артериальная гипертония 2000: ключевые аспекты диагностики, дифференциальной диагностики, профилактики, клиники и лечения / Под ред. члена-корреспондента РАМН, профессора Моисеева В.С. – М.: Р/А «Форте АРТ», 2001. – 208 с.
  2. Моисеев В.С., Сумароков А.В. Болезни сердца. – М.: Универсум Паблишинг, 2001. – С. 269-270.

Источник: sibac.info

Пример плана – конспекта одного из занятий обучающей программы “Школы гипертонической болезни”

Тема: Что такое нормальное АД. Механизм поддержания нормального и повышенного АД. Сердечно – сосудистые заболевания – болезни образа жизни. Основные представления о факторах риска ГБ. Изменение образа жизни. На первом занятии знакомство с группой (пациенты с гипертонической болезнью) целесообразно начать с проведения анкетирования по следующим вопросам: 1. Какие цифры являются нормальным АД? 2. Меняются ли цифры нормального АД с возрастом? 3. Умеете ли Вы самостоятельно измерять АД? 4. Умеете ли Вы самостоятельно определять частоту пульса? 5. Знаете ли Вы об осложнениях ГБ? Если да – то назовите их. 6. Как долго нужно лечить ГБ? 7. Когда Вы принимаете лекарство от давления: А) постоянно Б) от случая к случаю (только при высоком АД) В) курсами 1-2 недели Г) курсами по 1 стандарту препарата. Результаты анкетирования проанализировать (без участия слушателей). Слушателям на анализ представить эти анкеты на заключительном занятии.

В простой и доступной форме разбираются вопросы:

Основы анатомии, физиологии сердечно-сосудистой системы, определение понятия АД с подчеркиванием смысла систолического АД, диастолического АД. Механизмы регуляции АД в организме. Цифровые параметры АД: оптимальное АД 120/80, нормальное АД в любом возрасте – менее 140/90.

Эффекты воздействия высокого АД на организм человека. ГБ – молчаливый убийца. Дать понятие об органах-мишенях (сердце, почки, головной мозг). Бессимптомное или малосимптомное течение ГБ – повод для особого беспокойства, т.к. повышается риск осложнений, таких как инфаркт и инсульт.

Понятие качества жизни и целевого АД у больного ГБ. ГБ – болезнь образа жизни. Где скрыты внутренние резервы в успешной борьбе с АГ? Как можно помочь себе?

Основные факторы риска развития ГБ.

Рекомендации по изменению образа жизни: снижение массы тела, рациональная физическая нагрузка, отказ от курения, правильное питание и преодоление стресса и т.д.

План конспект лекции Особенности современных подходов к медико – социальной экспертизе и реабилитации инвалидов.

Одной из важнейших задач развитого государства является социальная защита инвалидов. На современном этапе инвалидность трактуется как «социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты». Государственные гарантии такой защиты определены нормативно – правовыми актами, регламентирующими порядок и условия освидетельствования граждан в государственных экспертных учреждениях. Так важное место в реализации этой политики в нашей стране отводится государственной службе медико-социальной экспертизы (МСЭ). Органы МСЭ в своей деятельности руководствуются постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95, утвердившим «Правила признания лица инвалидом», где прописаны:

– условия признания гражданина инвалидом

– порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу

– порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина

– порядок переосвидетельствования инвалида

– порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро

Кроме того, МЗ и СР РФ 22.08.2005 г. был принят приказ № 535 «Об утверждении классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», которые легли в основу оценки характера и степени нарушения функций и ограничения жизнедеятельности больных, направляемых на МСЭ. В этом приказе рекомендуются к использованию:

– классификации основных видов нарушений функций

– классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

– критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности

– критерии установления групп инвалидности.

МСЭ включает определение:

– структуры и степени ограничения жизнедеятельности освидетельствуемых лиц и их реабилитационного потенциала

– инвалидности, ее причин, сроков и времени наступления

– степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

– потребности инвалидов в мерах социальной защиты, в том числе в мерах медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и разработку на основе этого индивидуальных программ их реабилитации

– потребности инвалидов в специальных транспортных средствах

– причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Таким образом, современный этап развития общества и государства характеризуется более гуманным отношением к инвалидам в плане расширения мер по их поддержке. В то же время увеличены виды деятельности МСЭ. Так, учреждения МСЭ проводят не только экспертные освидетельствования, но и осуществляют разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов, оказывают им содействие в реализации мер реабилитации, участвуют в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов.

Медико – социальная экспертиза граждан, получивших травмы или заболевания, сязанные с выполнением их профессиональных обязанностей, также определены соответствующими приказами (№ 170 от 20.03.2006 г., № 733 от 29.11.2007 г.).

Источник: studfile.net